Контакты   Контакты   Главная
Поиск 
 
Главная arrow Публикации arrow "МАЛЫЙ БИЗНЕС: СОВРЕМЕННАЯ МИФОЛОГИЯ"
 

  Eng
РУС      EN
 

"МАЛЫЙ БИЗНЕС: СОВРЕМЕННАЯ МИФОЛОГИЯ"

Автор - Н. Козлова. Журнал "БДМ. Банки и деловой мир", №04 (160), апрель, 2008.
Во всем мире, да и у нас в стране, считается, что представители малого и среднего бизнеса и есть средний класс. Опора государства. Имея в руках пусть небольшое, но собственное дело, они являются наиболее устойчивыми к социальным потрясениям людьми, и, кстати, основными налогоплательщиками. В развитых странах доля малого и среднего бизнеса в ВВП составляет порядка 50-80%. Даже в Китае этот показатель превышает 60%. В России же, по последним оценкам Минэкономразвития, он едва дотягивает до 17%. О необходимости развития этого сектора говорят много и уже очень давно. Но реальность такова, что существенных позитивных сдвигов здесь пока не наблюдается. Что же тормозит развитие малого бизнеса в России?

 

Тема малого бизнеса активно обсуждается в России на протяжении последних лет. Вступил в силу Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». За последние годы появилось немало различных коммерческих и некоммерческих структур, заявляющих о том, что их деятельность направлена на содействие развитию малого и среднего бизнеса. При такой «активности» и «поддержке» этот сегмент экономики должен процветать. Однако этого не происходит.

Готовясь к III Московскому бизнес-форуму «Финансирование, кредитование и страхование малого бизнеса», который состоялся в конце марта, мы попытались найти ответ на этот вопрос, обратившись к тем, кого это непосредственно касается — самим предпринимателям. Основной целью опроса было выявление степени осведомленности предпринимателей о существовании и деятельности отдельных специализированных структур и альтернативных возможностях внешнего финансирования бизнес-проектов. В рамках исследования мы провели интервью с руководителями 250 компаний, информация о которых имеется в реестре конкурентоспособных на межрегиональных и международных рынках малых производственных предприятий Москвы.

Итоги без прикрас

Говорят, есть ложь, наглая ложь и статистика. Не претендуя на истину в последней инстанции, мы решили представить здесь не свои выводы, а обобщенные данные, полученные после обработки собранных сведений.

Не менее 73% представителей малого бизнеса интересуются всем, что связано с государственными и банковскими программами поддержки предпринимательства. При этом полностью удовлетворены своим уровнем осведомленности 15% респондентов, а 21% хотел бы получать больше информации о проводимых мероприятиях и реализуемых программах поддержки предпринимателей. Кроме того, 37% участников опроса считают, что информация о программах государственной и банковской поддержки малого бизнеса малодоступна для предпринимателей и необходимо делать её более открытой.

Показательно, что около 27% респондентов — то есть, почти треть — заявили об отсутствии интереса к данному вопросу. Причем 8% мотивировали это низким уровнем доверия к существующим программам поддержки предпринимателей и возможностям государственных и коммерческих структур, работающих в этом направлении. Остальные 19% заявили, что привыкли рассчитывать исключительно на свои силы и не ищут поддержки на стороне.

Надо сказать, 70% опрошенных знают о существовании муниципальных фондов поддержки малого предпринимательства и Фонда содействию кредитования малого и среднего бизнеса Москвы.

А вот общероссийская общественная организация малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» и «Российский микрофинансовый центр» подобной популярностью похвастаться не могут. Об их деятельности информированы, соответственно лишь 31 и 21% участников исследования. И это — несмотря на более чем пятилетний опыт работы.

Заметим, что, отвечая на данный вопрос, многие респонденты заявляли о том, что знают преимущественно только названия обозначенных структур. Видимо поэтому абсолютное большинство опрошенных бизнесменов — свыше 94%, не имеют опыта обращения к их услугам.

Рисунок 1
Рис. 1. Структура ответов респондентов на вопрос об уровне их удовлетворенности степенью своей информированности о существующих государственных и банковских программах поддержки предпринимательства



Финансы: в поисках бизнеса…

В настоящее время у предпринимателей Москвы существуют альтернативные возможности внешнего финансирования по целому ряду программ. В данном опросе, из тех что «на слуху», предлагались следующие:

  • кредитование под поручительство Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы;
  • льготное бюджетное финансирование в виде субвенций;
  • льготное финансирование победителей конкурсов проектов малого предпринимательства.

Свою полную осведомленность по рассматриваемому вопросу подтвердил каждый третий представитель малого бизнеса, однако уже каждый четвертый из опрошенных заявил, что не имеет никакой информации ни об одной из перечисленных выше программ.

О возможности получить целевое бюджетное финансирование в виде субвенций осведомлен каждый второй участник опроса, но только 12% предпринимателей заявили о своих попытках участия в этой программе, и лишь 8% смогли реализовать свои права.


Рисунок 2

Рис. 2. Структура ответов респондентов на вопрос: "К услугам каких из известных Вам структур поддержки малого среднего бизнеса Вы обращались?"



О программе финансирования под поручительство Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы слышали 46% представителей малого бизнеса, но лишь 2% опрошенных заявили о том, что «предпринимали безуспешную попытку получить такой кредит». А в конкурсе проектов малого бизнеса на право получения льготного финансирования участвовали лишь около 6% опрошенных. Хотя о проведении таких конкурсов знают 44% респондентов. Как правило, отказы от участия в подобных программах мотивированы тем, что предприниматели надеются больше на свои силы и не испытывают потребности в кредитах или прочем внешнем финансировании (об этом заявили 23% участников опроса).

Тех же, кому эти программы могли бы быть интересны, отпугивают от участия пять основных причин.

  • Необходимость оформления большого количества бумаг.
  • Значительная продолжительность процедуры рассмотрения предоставленных документов.
  • Низкая привлекательность предложений, в том числе — по причине высоких процентных ставок по предоставляемым кредитам.
  • Убежденность в том, что «это слишком хлопотное дело» и «получить деньги по этим программам нереально» — в том числе и по причине коррумпированности чиновников.
  • Наличие собственного негативного опыта участия в подобных программах.

Рисунок 3

Рис. 3. Информированность участников опроса об альтернативных программах внешнего финансирования проектов малого бизнеса



Резюме малого работодателя

Не вызвал энтузиазма у респондентов и вопрос о направлениях, по которым предприниматели хотели бы получать поддержку со стороны созданных для этих целей организаций. Большинство из них склонялось к мысли: «не нужно помогать — не мешайте работать». Высказывались мнения о том, что «такие структуры занимаются декларативной деятельностью…», «они самодостаточны и занимаются зарабатыванием денег, а не реальной поддержкой предпринимательства».

Тем не менее, можно выделить ряд ключевых вопросов, решение которых, по мнению опрошенных предпринимателей, могло бы содействовать развитию бизнеса. Пожелания бизнесменов приведены в порядке убывания количества упоминаний.

  • Первоочередным, для малого предпринимательства в Москве, по-прежнему, остается решение вопроса предоставления помещений на льготных условиях под организацию бизнеса. Причем, ряд опрошенных высказывал мнения о том, что «долевое участие в создании бизнес-инкубаторов не по карману многим малым предпринимателям», и «необходимо контролировать рост арендной платы, по крайней мере, на помещения, находящиеся в муниципальной собственности, и работать в направлении облегчения доступа малого бизнеса к подобным помещениям».
  • Следующий по значимости — вопрос о коммерческой поддержке бизнеса. То есть, предоставления приемлемых кредитов под покупку оборудования, пополнения оборотных средств и на финансирование НИОКР.
  • Показательно, что третье место в приоритетах бизнесменов занимает лоббирование интересов малого предпринимательства в органах законодательной власти по вопросам оптимизации действующей системы налогообложения и таможенного регулирования.
  • Затем идет содействие в продвижении товаров и услуг, организации выставок, своевременное и подробное информирование о проводимых тендерах, а так же содействие кооперации между предприятиями малого и среднего бизнеса.
  • На пятом (!) месте — борьба с коррупцией и бумажной волокитой.
  • Несмотря на многочисленные жалобы, повышение доступности кредитных продуктов, в частности — сокращение сроков оформления кредита, увеличение сроков кредитования и объемов выдаваемых кредитов, занимает предпоследнее место.
  • И, наконец – менее всего наши предприниматели заинтересованы в юридической поддержке.

Несомненно, это — далеко не полный перечень проблем, волнующих представителей малого бизнеса. И хочется верить, что намерения избранного президента России Дмитрия Медведева, озвученные им в Тобольске на заседании президиума Госсовета, будут реализованы хотя бы отчасти, и у предпринимателей снова появится почва для уверенности в завтрашнем дне своего бизнеса.

 
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
наверх
© Агентство рыночных исследований и консалтинга "Маркет" 1998-2014. 246-152-576   E-mail: market@market-agency.ru
Тел: +7 (495) 506-41-25, 506-41-72

Делать партнер! Переходите ссылка Автор стоимость