Контакты   Контакты   Главная
Поиск 
 
Главная arrow Публикации arrow "МЕСТО ДИКТУЕТ УСЛОВИЯ"
 

  Eng
РУС      EN
 

"МЕСТО ДИКТУЕТ УСЛОВИЯ"

Автор - Т.Матюшина. Журнал "Молл", сентябрь 2006 г.
Именно местоположение ТЦ часто обусловливает его тип, размеры и другие параметры. Это необходимо учитывать при разработке концепции торговых центров.


Согласно классификации Международного Совета Торговых центров, торговые и торгово-развлекательные центры бывают следующих типов:

  • Так называемый «Удобный торговый центр» - нацелен на быстрое совершение покупок и приобретение бытовых услуг в деловом или густонаселенном центре города, поэтому в нем нет больших предприятий торговли типа супермаркета или магазина по продаже бытовой техники, типично выраженных «якорных арендаторов», как правило, тоже нет. Но в «Удобном центре» присутствуют многочисленные предприятия сферы услуг (химчистка, банкомат и пункт приема коммунальных платежей, небольшое кафе, ремонт обуви и одежды, салон красоты, фотоуслуги, оплата Интернет и мобильной связи) и небольшие магазинчики (подарки и сувениры, цветы, аптечный пункт, белье, парфюмерия и косметика, зоомагазин). Это небольшое предприятие торговли площадью до 3 тыс. кв. м. (собственно с большой натяжкой претендующее на само название «торговый центр»). Парковка, как правило, отсутствует. Обслуживает «удобный» ТЦ, как правило, сотрудников близлежащих офисов и посетителей центра города, туристов. Торговая зона такого ТЦ ограничена его «шаговой» транспортной и пешеходной доступность (максимум 7 мин.).
  • Локальный торговый центр по площади существенно больше «удобного» ТЦ (3-15 тыс. кв. м., средняя площадь – 6-8 тыс. кв. метров). Локальный ТЦ обслуживающий население прилегающих жилых массивов в радиусе не более 2 км от ТЦ (5-10 минут езды или ходьбы от ТЦ). «Идеальный» локальный ТЦ должен обеспечить местное население всеми товарами и услугами повседневного спроса, поэтому основным «якорем» в нем обычно выступает супермаркет. Так же, как в «удобных» ТЦ, в торговых центрах этого типа много предприятий сферы услуг, но зона розничной торговли существенно больше. В таких ТЦ обычно довольно много магазинов одежды и обуви, присутствуют книжный магазин, магазин игрушек, салон сотовой связи. Как правило, профессиональный фуд-корт в локальных ТЦ отсутствует, но может размещаться кафе или фаст-фуд. Парковка небольшая – несколько десятков машино-мест. Позиционирование «удобных» и локальных ТЦ зависит от социально-демографических характеристик обслуживаемого населения. В пролетарских районах города и административном центре города уместны демократичные ТЦ, в зонах элитной застройки и скопления офисов преуспевающих компаний рыночная ниша может быть выше.
  • Районный торговый центр также нацелен на обслуживание населения, проживающего в зоне, прилегающей к ТЦ, но торговая зона такого объекта существенно шире - до 7 км от ТЦ (до 20 мин. езды на автомобиле или ходьбы пешком). Площадь районного ТЦ в среднем составляет 15-17 тыс. кв. метров, но может варьироваться от 10 до 50 тыс. кв. метров. Такие объекты имеют уже не один, а несколько якорных арендаторов – помимо супермаркета или гипермаркета, в таких ТЦ может быть drogery (магазин самообслуживания, торгующий товарами сходных категорий – бытовая техника и компьютеры, товары для дома, магазин по продаже строительных и отделочных материалов, книжный супермаркет), универмаг, многочисленные магазины по продаже одежды и обуви. Парковочная зона – очень большая и рассчитывается, исходя из соотношения 4,5-6 машиномест на каждые 100 кв. метров торговой площади. Роль «якоря» в таком ТЦ может также выполнять фуд-корт и мультиплекс. Большинство объектов такого типа, возводимых в России в последнее время, позиционируются как торгово-развлекательные центры. Примеры объектов такого типа, располагающихся в Москве: ТРЦ «Семеновский», ТЦ «Галерея «Водолей», ТРЦ «Рио», ТРЦ «Фестиваль».
  • Центр моды (fashion center) - обычно это галерея бутиков известных дизайнерских и модных марок сходного позиционирования (по цене, известности, целевой группе потребителей), магазины часов, подарков, аксессуаров, ювелирный салон. Выраженных якорных арендаторов, как правило, нет. Сфера услуг в таких объектах так же практически отсутствует. Вместо фуд-корта в таких объектах присутствует дорогое кафе, кофейня или ресторан. В силу того, что центры моды обслуживают высокодоходные сегменты потребителей, торговая зона такого центра может быть очень большой и охватывать весь город и даже распространяться на соседние города. Средняя величина торговой площади центра моды – 3-5 тыс. кв. метров, но может доходить до 20 тыс. кв. метров. В качестве примеров центров моды можно привести ТЦ «ЦУМ», ТЦ «ГУМ», Петровский Пассаж, Смоленский Пассаж, ТЦ «Крокус Сити Молл».
  • Центр целевой покупки (power сenter) – как правило, находится на окраине города, на оживленной магистрали. Его площадь 25-50 тыс. кв. метров. Обслуживает население, проживающее в 25-35 мин. езды от ТЦ. Этот тип торгового центра привлекает посетителей исключительно якорными арендаторами. В качестве основного якорного арендатора, как правило, выступает гипермаркет. Кроме того, центр целевой покупки имеет от 3 до 5 второстепенных якорных арендаторов – это обычно крупный универмаг и drogery типа магазина товаров для супермаркета бытовой техники. В тоже время на оставшуюся торговую площадь, занимаемую небольшими магазинами, приходится не более 10-15%. Сфера услуг в центрах целевой покупки выражена слабо. Как правило, power center представляет собой комплекс разрозненных строений, соединенных крытыми галереями-переходами. В качестве примера центра целевой покупки можно привести располагающийся на МКАД (71 км.) ТРЦ «Вейпарк» (якорные арендаторы: «Мосмарт», «М-видео», «Старик Хоттабыч», спортивно-развлекательный комплекс «Игромакс», мультиплекс «Титаник Синема», «Макдональдс»).
  • Специализированный центр объединяет предприятия торговли, торгующие сходным ассортиментом товаров. Как правило, ярковыраженных якорных арендаторов у такого центра нет. У специализированных центров, так же, как и у центров моды, нет четко выраженной торговой зоны, так как покупатели готовы ехать издалека за совершением целевой покупки. Средний размер торговой площади – около 10 тыс. кв. м. (5-15 тыс. кв. метров). Примеров «цивилизованных» концептуальных ТЦ такого типа в нашей стране нет. Отдаленно специализированным ТЦ можно считать комплекс «Текстиль-профи» (п. Октябрьский Люберецкого р-на, Новорязанское шоссе). Этот объект специализируется на торговле текстильными изделиями, пряжей, тканями, текстилем для дома и пр. Другой пример: ТЦ «Горбушкин двор» (специализация: бытовая техника, компьютеры).
  • Молл (региональный и суперреггиональный торговый центр) с площадью от 50 до 200 тыс. кв. м. Обслуживает население, проживающее в 30-40 мин. езды от ТЦ. Основной якорный арендатор: гипермаркет или крупный универмаг (последнее больше характерно для Европы). Другие якорные арендаторы: мультиплекс, drogery, ресторанные дворики и фуд-корты. Примерами молов являются ТРЦ «Мега» и «Мега», ТРЦ «Рамстор II». Любой молл – имеет до несколько десятков второстепенных якорных магазинов, до нескольких сотен специализированных магазинов, множество предприятий сферы общественного питания и досуга. Маркетинговая сверхцель любого молла – повысить интерес потребителя к процессу совершения покупок, дать ему возможность сравнить представленные товары и выбрать наиболее подходящий вариант. Тем самым молы пытаются охватить как можно большую торговую зону.

Наибольшую важность при принятии решения о размещении ТЦ в определенном месте и при определении характеристик будущего ТРЦ имеет местоположение. Именно местоположение будущего ТЦ на 70-80% определяет его успех. Причем одно и то же место (предположим, исторический центр города) может быть весьма удачным для «удобного» ТЦ или ТЦ локального значения и абсолютно непригодным для строительства специализированного или районного ТЦ. Последние выгоднее возводить на окраинах города.

При анализе местоположения будущего ТЦ особенно важно учитывать такие аспекты как: ландшафтные особенности и размер участка; характер, плотность и этажность окружающей застройки (эти характеристики определяют число покупателей «первой волны», наиболее часто посещающие основного якорного арендатора – супермаркет или гипермаркет); интенсивность пешеходных и транспортных потоков; наличие физических или психологических препятствий на пути потребителей (промзоны, реки, стройки-долгострои, криминализованные районы, частые автомобильные пробки и др.); наличие предприятий конкурирующих форматов и специализаций. Последнее, кстати, не всегда является негативным фактором. Например, соседство ТРЦ и коммерческого катка – только на пользу обоим предприятиям.

Кроме того, при анализе перспективности участков под застройку следует принимать во внимание характеристики населения, проживающего в потенциальной торговой зоне будущего ТЦ: численность и плотность населения в «зонах достижимости» (5, 10, 15, 20 минут ходьбы или езды от ТЦ), половозрастную структуру, структуру занятости, показатели прироста или сокращения населения, среднедушевой реальный денежный доход, обеспеченность розничными торговыми площадями на 1000 человек населения и пр.

Успех или неуспех конкретного ТЦ зависит не только от объективных факторов его рыночного окружения, но и от тех концептуальных решений, которые по нему были приняты и реализованы, а также от эффективности управления объектом. Например, даже в самом перспективном месте может быть построен объект, концептуальные решения по которому существенно снижают экономическую эффективность проекта. И, наоборот, влияние «гиблого» места может быть снижено за счет определенных превентивных мер. К ТЦ, расположенному в «неудобном» для определенной части населения месте, можно организовать доставку посетителей собственным транспортом. Объект, расположенный в зоне исторической застройки, может быть стилизован под стиль соседних зданий, а его имидж может быть «сконструирован» в духе пассажей 19-го века…

В экономических границах любого крупного населенного пункта (а большинство ТЦ строится именно в крупных городах), как правило, сформированы отдельные зоны. Они характеризуются определенной социальной и транспортной инфраструктурой, типом застройки, плотностью и составом населения, определенными мотивами посещения населением, проживающим в других районах города. Все эти и множество других факторов влияют на уровень и структуру спроса на товары и услуги со стороны постоянно проживающих в этих зонах населения и мигрантов (лиц, которые постоянно или часто посещают эти зоны – студентов местных вузов, работников, расположенных в этих зонах предприятий).

В любом крупном населенном пункте можно выделить следующие зоны, в различной степени привлекательные для строительства объекта торговой недвижимости формата ТЦ. Кроме того, тип зоны, ее географическое местоположение и окружение во многом определяют оптимальный тип ТЦ и его величину.

Можно выделить следующие типы зон города:

  1. Деловая зона. В ней размещаются крупные офисные здания и комплексы, общественные организации, учреждения здравоохранения, культуры и образования, предприятия торговли, административные здания и пр. Жилая застройка в этой зоне практически отсутствует. В деловой зоне, как показывают маркетинговые исследования, в наибольшей степени востребованы услуги предприятий общественного питания (а среди последних – услуги кафе), банков (банкоматы).
  2. Промышленная зона. В этой зоне наибольшим спросом пользуются продукты питания и напитки, а также бытовые услуги – услуги парикмахерских, фотоуслуги, ремонт обуви (что свидетельствует о желании работников предприятий воспользоваться этими услугами именно по месту работы или по пути с работы\на работу). Кроме того, рядом с работой потребители предпочитают приобретать лекарственные средства, прессу, хозяйственные товары.
  3. Туристическая зона (как правило, культурно-историческая зона, например, Арбат в Москве, Кремль в Нижнем Новгороде). В чистом виде эти зоны практически не встречаются, а «вкрапляются» в деловые, промышленные и иные зоны. В туристической зоне в структуре потребительского спроса на первом месте – услуги предприятий общественного питания (кафе). Высок спрос на продукты питания и напитки, сувенирную продукцию, фототовары.
  4. Зона отдыха (рекреационная зона) – парки культуры и отдыха, ландшафтные парки и музеи-заповедники, лесопарки, зоны у водоемов, зоны спортивных сооружений и пр. В зоне отдыха высок спрос на продукты питания и напитки, услуги предприятий общественного питания, фототовары, прокат спортивного инвентаря, прессу и сувенирную продукцию.
  5. Зона элитной застройки. В зоне элитной застройки высок спрос на продукты питания и напитки высшего качества, одежду и обувь такого же класса, услуги салонов красоты, фитнес-клубов, предприятий общественного питания и сферы досуга (рестораны, бары, ночные клубы, дансинги).
  6. «Спальные» районы. В «спальных» районах население приобретает, в основном, товары повседневного спроса: продукты питания, бытовую химию, средства личной гигиены, бытовые услуги, одежду и обувь, товары для детей, медикаменты.

По сложившейся в мировой практике классификации существует три основных типа расположения ТЦ:

  1. Изолированное место.
  2. Неспланированный деловой район.
  3. Спланированный торговый узел.

Изолированно стоящий ТЦ – это отдельной расположенное предприятие торговли, находящееся, как правило, на автомагистрали. К нему не примыкают другие предприятия торговли, то есть, изолированно стоящий ТЦ не имеет общих потоков покупателей с другими магазинами. Такой ТЦ может попадать под влияние промышленной зоны, зоны отдыха или «спального района». Как правило, отдельно стоящие ТЦ – это моллы, центры целевой покупки, специализированные или крупные районные торговые центры.

У этого типа расположения ТЦ есть как достоинства, так и недостатки. Преимущества такого расположения очевидны:

  1. Отсутствие конкуренции

  2. Свобода в выборе многих маркетинговых решений:

- При более низкой цене на землю существует возможность запланировать большую торговую площадь при малой этажности (последнее существенно удешевляет застройку).

- Возможность выбора до определенной степени конкретного местоположения ТЦ.

- Изолированное местоположение хорошо подходит для синтетических форматов торговли, которые предполагают совершение комплексных покупок - «все в одном месте» (центр целевой покупки, районный ТЦ, молл).

- Создается лучшая визуальная доступность ТЦ для людей, которые проезжают по дороге на автомобиле, в общественном транспорте или проходят мимо пешком. Это обстоятельство существенно увеличивает количество «неплановых» заходов и заездов в ТЦ, а, значит, и поток посетителей.

- Здание можно построить по индивидуальному проекту, так как нет надобности строго соблюдать стандарты существующей архитектурно-исторической среды.  Можно организовать удобные подъезды и большую парковку.

Но у этого типа расположения ТЦ есть свои существенные недостатки:

- Достаточно сложно бывает привлечь первых посетителей, для чего почти всегда требуется дорогостоящая информационная кампания, зачастую – создание собственной транспортной инфрастуктуры для перевозки покупателей до «удобного места» посадки.

- Постоянная загруженность автодорог, ведущих к изолированному ТЦ, из-за постоянных пробок может «отсечь» значительную часть посетителей. С другой стороны, пробки зачастую служат дополнительным мотиватором заезда в попутный ТЦ.

- Значительная часть покупателей готова поступиться собственным временем из-за возможности совершения комплексных покупок и организовать досуг, поэтому предъявляют жесткие требования к количеству и структуре предприятий торговли и сферы услуг, расположенных на территории такого ТЦ.

- Многие потребители, как показывают исследования, не хотят регулярно ездить далеко в один и тот же «дальний»ТЦ по причине банальной рутины.

- Сильно выраженная сезонность в трафике посетителей. Например, если ТЦ расположен на оживленной пригородной трассе, ведущей в центр города, то основная часть «заездов» будет приходиться на вечернее время, то есть, на время возвращения с работы. Поэтому важно, чтобы такой ТЦ располагался на правой стороне трассы.

- Операционные расходы (на внешнее освещение, охрану, уход за территорией и зелеными насаждениями, уборку мусора) могут быть значительны, так как нельзя их разделить с кем-то из соседей.

Неспланированный деловой район – это тип расположения ТЦ, где несколько предприятий розничной торговли находятся рядом, причем такая ситуация возникла исторически, то есть, расположение не было результатом долгосрочного планирования отдельных операторов. В итоге в таком районе может оказаться шесть магазинов обуви и ни одного супермаркета.

Существует четыре разновидности неспланированных деловых районов:

  • Центральный деловой район;
  • Второстепенный деловой район;  Локальный (местный) деловой район;
  • Торговый ряд.

Центральный деловой район – это, как правило, сердце розничной торговли города, самая крупная исторически сложившаяся торговая зона (в западной практике этот район обычно называют downtown).

ЦДР обычно расположен в той части города, где самая высокая плотность офисных зданий и магазинов. Здесь, как правило, очень оживленное транспортное и пешеходное движение. Центральная часть ЦДР по площади обычно не занимает более 1 кв. км., находится в окружении культурно-зрелищных и развлекательных заведений. Этот район привлекает к себе покупателей со всего города, а зачастую и из других, более мелких городов региона. Примером ЦДР является зона, прилегающая к Красной площади в Москве, включая Охотный ряд, Тверскую ул., Лубянскую пл.

ЦДР обладает рядом специфических преимуществ, позволяющих им привлекать большое количество покупателей и иметь значительную торговую зону, что выгодно отражается на деятельности ТЦ, расположенного в таком районе:

- ЦДР имеет гигантскую торговую зону, то есть, он как магнитом притягивает людей из самых разных районов города, пригородов, и даже из других городов.

- Хороший доступ к общественному транспорту (рядом, как правило, станции наземного и подземного транспорта, много маршрутов).

- Широкий ассортимент товаров и услуг представленных в соседствующих предприятиях торговли. Это обстоятельно увеличивает привлекательность ЦДР в глазах покупателей.

- Разнообразие форматов предприятий розничной торговли и способов их позиционирования, что привлекает в ЦДР разнообразные типы покупателей;

- Широкий диапазон цен.

- Оживленное пешеходное движение, высокие показатели «проходимости».

- Наличие культурно-исторических памятников и зон тризма м рекреации, что обеспечивает дополнительный поток посетителей в ТЦ.

- Близость к офисам и административным зданиямс большим количеством персонала, вузам. 

Но у ЦДР есть также и существенные недостатки, которые ограничивают возможности местности этого типа для строительства ТЦ:

- Трудности с парковкой, невозможность запланировать полноценную парковочную зону. Зачастую это обстоятельство заставляет инвесторов опускать парковку под землю или, наоборот, делать ее многоэтажной, что удорожает проект.

- Высокая стоимость земли, необходимость учета исторически сложившейся застройки. Это также заставляет новые ТЦ расти «вверх» или «вниз», что всегда сопряжено с дополнительными расходами.

- Зачастую – отсутствие полноценного участка земли под застройку, что приводит к необходимости реконструкции уже существующих объектов, зачастую изначально даже не предназначенных для предприятий торговли (кинотеатры, здания бывших НИИ, иногда – промышленные предприятия). Естественно, это ограничивает возможности торгово-технологической и архитектурной концепций.

- Скопление транспорта, привычные пробки на дорогах.

- Жителям пригорода зачастую сложно и долго добираться в ЦДР.

- Часто ЦДР имеет устаревшую систему коммуникаций, или подземные коммуникации настолько многочисленны и сложны, что строительство такого объекта как ТЦ в определенном месте бывает просто невозможно.

- Кроме того, по разным причинам (в каждом городе они свои) центр города иногда имеет не очень хороший имидж у населения (например, население считает, что там «сплошные кабаки и казино»).

Следует отметить, что, несмотря на то, что ЦДР во многих российских городах продолжают оставаться главной движущей силой розничной торговли, за последние 20 лет их доля в общем обороте розничной торговли существенно сократилась и продолжает сокращаться. Тем не менее, в РФ много успешных проектов ТЦ, построенных или реконструированных в центральных деловых районах города, например, ТЦ «ЦУМ» и «ГУМ» в Москве, ТЦ «Успенский» в Екатеринбурге. Как показывает практика, наиболее успешны в ЦДР центры моды и «удобные» ТЦ.

Второстепенный деловой район - это стихийно возникшая торговая зона, которая обычно ограничена пересечением нескольких улиц. В одном городе может быть несколько второстепенных деловых районов, а в крупных городах их может быть десятки. ВДР может находиться в окружении «спальной» зоны, зоны элитной застройки, промышленной зоны. Примерами ВДР в Москве являются: Таганская площадь, новый Арбат, ВДР у железнодорожных вокзалов.

Типы товаров и услуг в ВДР «зеркально» отражают товары и услуги центрального делового района. Соответственно достоинства и недостатки ВДР в целом идентичны аналогичным характеристикам центрального делового района. Причем основные недостатки ВДР по сравнению с центральным деловым районом выражено гораздо меньше. К преимуществам ВДР можно отнести меньшую скученность людей (что зачастую отталкивает целевых потребителей от ТЦ, расположенных в центре), обеспечивается лучший доступ к главным магистралям и общественному транспорту, большая близость к жилым районам города. Следует отметить, что торговая зона второстепенных деловых районов по величине гораздо меньше, чем у центрального делового района. Тем не менее, расположение достаточно крупного ТЦ во второстепенном деловом районе – обычная и достаточно успешная практика. Во второстепенных деловых районах могут быть успешны ТЦ следующих типов: центр моды, «удобный», локальный или относительно небольшой районный ТЦ.

Локальный (местный) деловой район – это неспланированный торговый район, который делает ставку на предложение «удобных» товаров и услуг (в основном, повседневного спроса) в «удобном» месте и обслуживает жителей одного района. Такой район тяготеет к зонам жилой застройки. Деловой район такого типа обычно расположен на главной улице своего района или у транспортной развязки.

Типичные представители локальных деловых районов – это локальные ТЦ у станций метро и у автовокзалов. Кроме того, успешными в такой зоне могут быть и ТЦ районного масштаба.

Преимуществами локального делового района являются:

- Достаточно удачное расположение относительно потоков транспорта и пешеходов, высокие показатели «проходимости».  Относительная дешевизна земли и возможность взять под застройку существенно более значительный участок, чем в ЦДР и в ВДР.  Менее выраженные нормативные требования архитектурному стилю объекта.

- Хорошие условия для парковки.

- Менее выраженные проблемы с автомобильными пробками.

Торговый ряд – это неспланированный район торговли, состоящий из группы розничных магазинов, в которых продаются аналогичные или сочетаемые виды товаров, и которые расположены вдоль одной улицы или автомагистрали. Примеры: значительные участки Кутузовского проспекта и Тверской улицы с многочисленными бутиками одежды, обуви, ювелирных изделий и аксессуаров, Петровский пассаж, старый Арбат.

Естественно, что такой район привлекает покупателей из значительной торговой зоны, но все они, как правило, обладают специфическими характеристиками, поэтому при планировании ТЦ в таком районе этот факт необходимо учитывать. Как показывает практика, успешными типами ТЦ в такой зоне может стать центр моды или небольшой специализированный ТЦ, с традиционным для данной торговой зоны ассортиментом. Если торговый ряд примыкает к центральной или второстепенной деловой зоне, то успешными могут быть также «удобный» или локальный ТЦ.

Третий тип расположения ТЦ – это спланированный торговый узел. Такой узел состоит группы объектов коммерческой недвижимости, объединенных единым архитектурным ансамблем, построенных в локализованной зоне, спроектированных и управляемых как единое целое. Его местоположение, размер и сочетание предприятий розничной торговли зависят от обслуживаемой торговой зоны. «Ядром» спланированного торгового узла становится центр целевой покупки или молл. В США и Канаде существуют объекты такого типа, торговая площадь которых составляет около полумиллиона кв. метров («Edmonton Moll», «Moll of America»).

Позитивный опыт строительства подобного рода узлов есть не только в Москве, но и в других городах России. Например, в Екатеринбурге концепция развития торговых узлов реализуется на уровне Администрации города. Спланированные торговые узлы имеют неоспоримые преимущества с позиции размещения в них ТЦ:

- Максимально интенсивный поток посетителей.

- Достаточно быстрое формирование устойчивой приверженности к посещению, то есть, в перспективе – широкий круг лояльных посетителей.

- Значительная доля покупателей, запланировавших комплексные покупки.

- Значительная доля потребителей, посещающих такой ТЦ всей семьей.

- Значительное время пребывания в таком ТЦ (до нескольких часов).

- Хороший доступ к автомагистралям, возможность создать большую удобную парковку.

- Большая, по мнению многих потребителей, привлекательность, чем у предприятий торговли в центре города (из-за пробок на дорогах в центр, сложностей с парковкой и пр.).

Тем не менее, даже спланированные торговые узлы имеют некоторые недостатки:

- При неудачном планировании торгового узла может быть выраженная конкуренция между крупными предприятиями торговли сходных форматов, особенно при доминировании одного или нескольких магазинов в формировании потока посетителей.

- Слишком большое количество предприятий торговли крупных форматов, сконцентрированных в одном месте, как показывают маркетинговые исследования, отпугивают определенную часть потребителей (в основном, из-за высокой скученности людей).

- Как показывает западный опыт, при организации ТЦ в спланированном торговом узле возможно падение интереса покупателей к процессу покупок в предприятиях торговли узла по причине скуки и однообразия. Это обстоятельство на западе вызвало взрыв строительства очень крупных предприятий нетрадиционных форматов, например, уже упоминавшихся «мегамоллов», реализующих концепцию борьбы с покупательской скукой за счет активных стимулирующих мероприятий и высокой концентрации предприятий сферы досуга и развлечений.

 
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
наверх
© Агентство рыночных исследований и консалтинга "Маркет" 1998-2014. 246-152-576   E-mail: market@market-agency.ru
Тел: +7 (495) 506-41-25, 506-41-72

Шапки из норки купить в интернет магазин Шапко