Контакты   Контакты   Главная
Поиск 
 
Главная arrow В СМИ
 

  Eng
РУС      EN
 

Будущее у автопрома есть

Своим взглядом на возможное развитие событий с читателями «АИ» делится генеральный директор Агентства рыночных исследований и консалтинга «Маркет» Андрей ДАВИДОВИЧ:
- Сегодня в отечественном автопроме сложилась парадоксальная ситуация, когда есть спрос на машины, есть предложение, но нет денег у потребителя. Между тем, есть все основания предполагать, что по средней стоимости ходовых моделей отечественные автомобили вскоре догонят новые иномарки. И здесь наших производителей подстерегает множество проблем. Первоочередные задачи – кардинальное повышение качества отечественных машин и производительности труда на предприятиях. В настоящее время российское автомобилестроение в 2-3 раза отстает по этим показателям от ведущих зарубежных производителей. Если так будет продолжаться, спрос на отечественные машины неминуемо снизится.

К сожалению, развитие российского автомобилестроения сдерживает целый ряд факторов. Прежде всего – это недостаток инвестиций. Нестабильные финансовые, налоговые и таможенные условия способствуют возникновению проблем с привлечением кредитов в организацию совместных производств. Недостаток средств не позволяет обновить устаревшее физически и морально технологическое оборудование, которое в основном закупалось в 70-80-е годы.

Российский автопром переживает сейчас не лучшие времена, однако из этого не следует, что у него нет будущего. Хотя бы потому, что в сохранении отрасли кровно заинтересовано само государство. В автопроме занято до десяти процентов трудоспособного населения, и любое сокращение производства влечет за собой пополнение армии безработных, и, как следствие, дополнительную нагрузку на социальные статьи бюджета. Остановка заводов, а это, как правило, градообразующие предприятия, создает социальную напряженность в регионах. Помимо социальных, есть и другие, не менее весомые причины. Автопромышленность – при экономически грамотной организации производства – прибыльная и перспективная сфера деятельности. Наконец, продажи автомобильной техники регулируют финансовые потоки – как безналичные, так и наличные, что влияет на уровень цен в стране и инфляцию.

Поддержать материально автопром государство, конечно, не в силах. Зато вполне способно и должно помочь с привлечением заемных средств, обеспечить инвесторам режим наибольшего благоприятствования, налоговые и таможенные льготы. В принципе, весь комплекс необходимых для оживления отрасли мер изложен в принятой недавно Концепции развития автомобильной промышленности.

Надеюсь, что основные положения этого документа удастся провести в жизнь, придав тем самым новый импульс отечественным автозаводам, поскольку достойной замены им я лично не вижу. По крайней мере, в ближайшем будущем. Сборочные проекты иностранных производителей вряд ли ожидают радужные перспективы. Опять же, по причине низкой платежеспособности большей части населения. Нижняя планка стоимости продукции таких автозаводов – восемь-десять тысяч долларов, и позволить ее себе может лишь «средний класс». А многочислен ли он? Не более 10% населения. Очень мало. Да, конечно, можно приводить в пример Skoda. Но не стоит забывать о том, что группа VW приобрела чешскую марку и превратила в современнейшего производителя отнюдь не с целью удовлетворить внутренний спрос. Можно, конечно, переориентировать АвтоВАЗ на выпуск, скажем, Opel Astra. Но покупать его в том же количестве, что и ВАЗы в России станут не скоро. Нужно взглянуть правде в глаза – массовый российский потребитель просто не в состоянии купить новый импортный автомобиль. А потому он будет покупать продукцию отечественного производства.

Автопарк России действительно будет расти – в среднем на 10% в год – преимущественно за счет отечественных производителей. Их доля в приросте – 6 – 7%. На долю импорта придется 2 – 2,5%, а оставшаяся часть – продукция новых сборочных производств. Что касается изменений в возрастной структуре парка, то доля относительно новых машин будет расти, а наиболее старых – сокращаться. Впрочем, незначительно: в пределах 1% в год. Такая тенденция, видимо, сохранится до 2005 года.

Заглядывать дальше я бы не рискнул. Перспективное планирование в нашей стране требует устойчивого экономического и общественно-политического обоснования. Пока созданы только базовые условия для возможности постановки перспективных задач. Виртуальные вещи сложно оценить, поэтому маркетологи в отличие от чиновников Минпромнауки и Минтранса строят свою работу только на фактической базе.

Москва автомобильная

Напомним, что это столица – едва ли не самый благополучный с точки зрения величины и структуры автопарка регион России. Выше всего здесь и плотность автомобилизации. Если в среднем по стране на тысячу жителей приходилось в минувшем году 170 машин, то в Москве – 232. По оценкам экспертов, таких показателей остальная Россия достигнет в лучшем случае в 2005 году. Основу столичного автопарка составляют автомобили моложе 5 лет - 39,9%. Автомобилей 5—10-летнего возраста – 35,3%. Машин старше 10 лет - 24,8%. Из них 17,8% в возрасте 10-20 лет. Старше 20 лет лишь 7% столичных легковушек Авто в Москве не только моложе, но и дороже, чем в целом по России. Иными словами, здесь существенно выше процент иномарок. Распределение по брендам представлено на диаграмме. Интересно, что предпочтения столичных автолюбителей разительно отличаются от общероссийских. Островком стабильности выглядит только Ford, сохранивший в Москве ту же долю, что и в целом по стране. Символом благополучия выступает Mercedes, встречающийся в столице в три раза чаще, чем в остальной России.

 
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
наверх
© Агентство рыночных исследований и консалтинга "Маркет" 1998-2014. 246-152-576   E-mail: market@market-agency.ru
Тел: +7 (495) 506-41-25, 506-41-72

Профиль шуко официальный сайт. Продажа пластиковых окон schuco шуко alubuilding.ru.