Контакты   Контакты   Главная
Поиск 
 
Главная arrow Публикации arrow "СТУДЕНТЫ ВЫПУСКНИКИ - БУДУЩИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ?"
 

  Eng
РУС      EN
 

"СТУДЕНТЫ ВЫПУСКНИКИ - БУДУЩИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ?"

Автор - Н. Гнетнева.
В октябре 2008 года агентство «Маркет» провело локальное исследование с целью выяснить намерения старшекурсников экономических и юридических факультетов ведущих коломенских ВУЗов – КИ МГОУ и КГПИ – в отношении перспективы открытия собственного бизнеса. Всего в исследовании приняли участие 240 респондентов.
35% опрошенных студентов-старшекурсников рассматривают возможность создать собственный бизнес как альтернативу трудоустройству в существующих компаниях (см. рис. 1).


Намерения старшекурсников в отношении создания собственного бизнеса

Рис. 1. Намерения старшекурсников
в отношении создания собственного бизнеса

При ответе на вопрос о причинах отказа от открытия собственного дела студенты имели возможность указать несколько вариантов (см. рис. 2). Самая популярная причина – другие планы относительно собственного будущего, этот вариант выбрали 34% респондентов, которые не планируют открывать свое дело. При этом большинство из них планирует искать работу непосредственно по специальности или в областях, близких своей специальности. Характерно, что почти треть респондентов (29% из тех, кто отказывается открывать свое дело) в качестве причины отказа ссылаются на незнание того, как спланировать и организовать процесс. Для половины из них неумение организовать процесс является единственной причиной отказа. Напомним, что исследование проводилось среди старшекурсников экономических и юридических факультетов.

          Причины отказа респондентов от перспективы открытия своего дела

Рис. 2. Причины отказа респондентов
от перспективы открытия своего дела

В категории «другое» были названы следующие варианты ответа :
• Возможно, открою потом, когда появятся знания и деньги
• Правительство не дает возможности нормально вести свой бизнес
• Не знаю, где взять начальный капитал
• Пока не думал об этом
• Открыл бы бизнес в музыкальной сфере, но это неактуально
Среди студентов, планирующих открытие собственного дела, к реальным действиям готовы 14%. Они выбрали вариант ответа: «я все спланировал, тщательно рассчитал и продумал каждый этап». Значительная доля респондентов – 33% - пребывает в неопределенности относительно того, чем и как заниматься (см. рис. 3). 


Структура ответов на вопрос: «Для того, чтобы открыть свое дело, я…»

                              Рис. 3. Структура ответов на вопрос: «Для того, чтобы открыть свое дело, я…»

Тем не менее, большинство старшекурсников, планирующих открыть свое дело, определились, с какой сферой экономики будет связана их предпринимательская деятельность (см. рис. 4). Наиболее привлекательными оказались сфера услуг (48% ответов) и сфера торговли (40%). Более детализированное распределение ответов о предмете будущей деятельности выглядит следующим образом:

Сфера услуг:
 
Сфера услуг

               Сферы экономики, в которых планируют открыть бизнес студенты

Рис. 4. Сферы экономики,
в которых планируют открыть бизнес студенты

Торговля:

Торговля

Промышленность:

Промышленность

50% опрошенных планируют получить кредит на развитие собственного дела, 46% респондентов собираются использовать собственные сбережения, 31% рассчитывает на помощь родителей и родственников (см. рис. 5). При этом 43% опрошенных планируют начать предпринимательскую деятельность вместе с надежными друзьями, 21% - самостоятельно, без привлечения посторонней помощи, 12% рассчитывают на привлечение спонсоров (партнеров по бизнесу), 8% планируют продолжить бизнес родителей и 4% собираются открыть семейное дело совместно с супругом (супругой).

                                   Предполагаемые источники финансирования бизнеса


Рис. 5. Предполагаемые источники финансирования бизнеса

Самым популярным источником информации по организации собственного бизнеса являются советы более опытных знакомых, этот вариант ответа выбрали 70% студентов, планирующих открыть свое дело (см. рис. 6). Информации, получаемой на занятиях в институте, придают значение только 36% опрошенных. Результаты проведенного исследования подтвердили наличие общей для российского высшего образования проблемы – излишней «академичности». Большая часть опрошенных (62%) отметили, что теоретические сведения, необходимые для организации бизнеса, получить нетрудно, а практических советов и рекомендаций остро не хватает (см. рис. 7). Менее трети респондентов (27%) выбрали вариант ответа «мне доступна вся необходимая информация», и 6% заявили, что испытывают острый дефицит информации (при этом многие из них пользуются несколькими источниками информации из перечисленных выше). 

          Популярность источников информации о ведении предпринимательской деятельности среди студентов

Рис. 6. Популярность источников информации о ведении
предпринимательской деятельности среди студентов
(отвечали только респонденты, планирующие открыть свое дело)

В категории «другое» были названы следующие варианты ответов:
• Журналы по маркетингу, пресса
• Из личного опыта
• Из самых разных источников
• На специализированных курсах
• Это мое хобби

Степень доступности необходимой информации

Рис. 7. Степень доступности необходимой информации
(отвечали респонденты, планирующие открыть свое дело)
 
Студенты хотели бы получить более обширные знания в следующих областях (приведены в порядке убывания количества упоминаний):
• Организация бизнеса • Юридическая помощь
• Финансовая составляющая (планы, расчеты)
• Максимизация прибыли • Получение начального капитала, кредитование
• Информационные технологии в бизнесе
• Бухучет • Налоговая сфера
• Управление персоналом
• Организация оплаты труда
• Маркетинг
• Методы борьбы с конкурентами
• Правильная работа с поставщиками, с клиентами и т. п.
• Развитие малого бизнеса в более крупный
• Как повысить уровень продаж
• Психологические аспекты привлекательности продукции и месторасположения фирмы

В отношении к страхованию бизнеса мнения участников опроса разделились. 48% респондентов не планируют страховать свой бизнес. 42% респондентов планируют страховать свой бизнес, однако вид страхования не смог назвать ни один из респондентов. 10% участников опроса затруднились ответить.
96% всех опрошенных студентов (вне зависимости от того, планируют ли они открывать свое дело или нет) не знают ни одной программы поддержки молодежного бизнеса. 4% респондентов указали следующие варианты ответов:
• Бизнес-инкубаторы, кредит
• Поддержка малого предпринимательства г. Москва www.mbm.ru
• Кредит, поблажки в налоговой системе
• Президентская программа поддержки малого бизнеса
• Я слышал о таких программах в странах ЕС, в России я не знаком ни с одной из таких программ
• Знакома поневоле, социальные программы
• IREX

На вопрос: «Планируете ли Вы использовать программы поддержки молодежного бизнеса в реальной деятельности» - все респонденты ответили отрицательно.
Участники опроса назвали наиболее интересные аспекты программ поддержки молодежного бизнеса:
• Все
• Налогообложение, кредитование
 
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
наверх
© Агентство рыночных исследований и консалтинга "Маркет" 1998-2014. 246-152-576   E-mail: market@market-agency.ru
Тел: +7 (495) 506-41-25, 506-41-72