Контакты   Контакты   Главная
Поиск 
 
Главная arrow Публикации arrow "КАК ОТРАЗИТСЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ РЫНКЕ РИТЕЙЛА ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО"
 

  Eng
РУС      EN
 

"КАК ОТРАЗИТСЯ НА ОТЕЧЕСТВЕННОМ РЫНКЕ РИТЕЙЛА ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО"

Интервью исполнительного директора Агентства "Маркет" Алексея Бибичева порталу Retail.ru .

Чем обернется для российских торговых сетей допуск на них иностранных участников?

На мой взгляд, приход на российский рынок западных ритейлеров принесет здоровую конкуренцию, чего сейчас не хватает. Это самое главное. Можно надеяться, что иностранные игроки своим присутствием зададут тон новому уровню торговли.

Как Вы считаете, готова ли сегодня Россия к вступлению в общество «цивилизованных торговцев» — ВТО? Будет ли конкуренция между российскими и западными ритейлерами равной?

С моей точки зрения, - Россия не готова. Прежде всего, не готовы именно те структуры, с которыми взаимодействует ритейл. В частности, не готовы банки, не имеющие гибкой политики в области кредитования. К тому же, достаточное количество участников рынка не избавились от так называемого серого импорта, продукции, которая не совсем законно ввезена и также незаконно продается (в т.ч. учитывая не соблюдение авторских прав и т.д.). Что касается конкуренции, то она не может быть равной, поскольку западный ритейл финансово крепче: иностранцы получают кредиты на 15-20 лет под 6-7% , тогда как участники нашего рынка имеют короткие кредиты под более высокие проценты. Хотя у нас есть свои козыри: например, лучшая адаптированность к российским условиям. Минусом как для иностранных, так и для российских ритейлеров, на мой взгляд, является отсутствие высококвалифицированных управленческих кадров.

Произойдет ли снижение инвестиционных рисков для западных ритейлеров после вступления России в ВТО? Какие именно риски снизятся?

В целом, трудностью для западных игроков является то, что они не совсем готовы к игре, когда необходимо договариваться с различными структурами, например, о выделении участка земли, о принятии объекта, а согласования определенных бумаг приходится ждать месяцами. Т.е. основной риск для западников, с моей точки зрения, это непрозрачная система инвестирования в России. Но, как показывает практика успешного выхода на российский рынок таких крупные западных игроков как Мега, Ашан, Икея, Метро Cash & Carry , которые во всех регионах воспринимаются как мощнейшие инвесторы, это преодолимо, и довольно успешно. Власти, понимая, что это крупные инвесторы для города, сами отстаивают их интересы перед различными инстанциями. Думаю, что само общество «цивилизованных торговцев», как мы их назвали, должно принести и помочь установить новые правила ведения бизнеса, более прозрачные и понятные.

У России есть 7-9 лет временного "лага" — лишь после этого срока нормы ВТО начнут действовать в полном объеме. Что могут сделать за этот срок ритейлеры, чтобы подготовиться к новым рыночным условиям?

В настоящее время, по моему мнению, наши ритейлеры не готовы к новым рыночным условиям психологически, а именно, к потере прибыли вследствие честной игры (соблюдение авторских прав, использование лицензионных программ, торговля полностью растаможенными товарами с учетом всех требований и т.д.). Западные нормы рентабельности бизнеса значительно ниже. Отечественный ритейл психологически к этому не готов. Поэтому за «период форы» наши игроки должны успеть укрупнить свой бизнес. Другими словами, по моим предположениям, настанет время слияний и поглощений. Наиболее интересные объекты будут покупаться, объединяться для подготовки к последующей, вероятно, перепродаже тем же западным ритейлерам. Безусловно, мелкие объекты («магазины у дома») по-прежнему останутся, но охват целевой аудитории у них значительно сократится, конечно же, уменьшится прибыльность, и выживать таким объектам будет трудно. Выход для них – в укрупнении бизнеса.

Ради согласия США на вступление России в ВТО, нашей стране пришлось согласиться на ввоз сельскохозяйственной продукции из США. Кроме того, снизятся пошлины на целый круг ввозимых товаров – от лекарств до компьютерной техники. В связи с этим, можно ли предположить, что в Россию хлынут вышеназванные товары американского производства, а производители отечественных аналогичных товаров лишаться поддержки государства?

Однозначно, Россия как рынок сбыта для американцев интересна, и товарооборот между нашими странами, после вступления России в ВТО, увеличится. Это очевидно. Хлынет ли товар американских производителей? Ситуация будет сильно зависеть от лоббирования интересов отечественных производителей, а также от реализации различных правительственных программ, способных им помочь. Многие такие программы успешно реализуются в настоящее время в Белгородской области, например, поддержка развития животноводческих комплексов. Большую роль в конкуренции будет играть и тот факт, что российские производители все более активно внедряют передовые западные технологии, и поэтому импорту сложно будет конкурировать с отечественными товарами.

По словам члена совета директоров «Пятерочки» Игоря Видяева, ритейловый бизнес в России на протяжении последних лет стабильно растет на 20% в год. На Ваш взгляд, какой будет ситуация на этом рынке через год после вступления России в ВТО — в 2008 году? Через 5 лет — в 2012 году?

Возможно, к 2008 году рост так и будет на уровне 20%, может быть, чуть увеличится. Если рассматривать развитие ритейла в России по городам, можно отметить повышение его качества, которое со временем выйдет на новый уровень. Таковы условия рынка. А что будет через пять лет, я не стал бы прогнозировать, поскольку на данный момент рынок ритейла только формируется, нет стадии зрелости. К тому же 2008 год во многом будет знаковым, так как многие процессы в России, в том числе и развитие ритейлового бизнеса, будут зависеть от экономической стабильности в стране. Именно поэтому, я не стал бы строить прогнозы относительно роста рынка ритейла в процентном выражении на такой дальний период (до 2012 г.), т.к. это понять пока очень сложно. Чем обернется вступление России в ВТО для конечного потребителя — простого покупателя? Это с моей точки зрения, связано с соблюдением правил и норм, заключенных в условиях ВТО. Для примера можно вспомнить, как отреагировал рынок, когда в продаже были обнаружены незаконно ввезенные мобильные телефоны. Серую продукцию изъяли, после чего цены на телефоны выросли. Поэтому, в первые годы, скорее всего, будет удорожание определенных товаров, так как российские бизнесмены не готовы к новым условиям ведения бизнеса. Со временем ситуация должна стабилизироваться. Будем надеяться, что рынок вступит в стадию здоровой конкуренции, что, в свою очередь, должно обернуться пользой для конечных потребителей.

© Кадочникова Елена, Retail.ru.

 
Rambler's Top100
Рейтинг@Mail.ru
наверх
© Агентство рыночных исследований и консалтинга "Маркет" 1998-2014. 246-152-576   E-mail: market@market-agency.ru
Тел: +7 (495) 506-41-25, 506-41-72